Белорусский Экзархат

Восстановление православной иерархии

Изменения в конфессиональной ситуации в Речи Посполитой произошли в 30-х гг. XVII века после смерти короля Сигизмунда III и были связаны с убеждением нового короля Владислава IV (1632–1648) в необходимости изменения отношения к Православной Церкви в связи с начавшейся Смоленской войной, когда государству была необходима уверенность в лояльности своих православных подданных, прежде всего Запорожского Войска.

В итоге трудной внутриполитической борьбы были приняты «Статьи для успокоения греческой религии» (1632), на основании которых православные получили право иметь митрополию со своей иерархией, подчиненной Константинополю, право избирать митрополита и епископов, свободно совершать богослужения, ремонтировать старые и строить новые храмы, открывать семинарии, школы и типографии, право поддерживать старые братства и учреждать новые. Православным был возвращен ряд монастырей и храмов.

В пределах Полоцкой епархии для православных была учреждена Мстиславская (Могилёвская) кафедра, местом пребывания Мстиславского епископа был назначен Спасский монастырь в Могилёве.           Взамен имений, оставленных за Полоцким униатским епископом, Могилёвский епикоп получал жалованье в 2000 злотых ежегодно. При митр. св. Петре (Могиле; 1633–1646) его наместником на белорусских землях был С. Шитик, старший Виленского братства, позднее с титулом архимандрита перемещенный в Слуцк.

Таким образом, после почти 25-летнего перерыва в Б. была восстановлена православная иерархия, в 1635 году митрополит Петр (Могила) объехал православные приходы на территории Беларуси. Часть монастырей и приходских церквей, занятых униатами, были возвращены православным, было возобновлено строительство новых православных храмов и монастырей (преимущественно на частных землях), особенно в Могилёвской епархии. Однако, уступая латино-униатской партии, представлявшей грозную силу в сейме, король зачастую принимал решения, противоречившие ранее принятым: уже на сейме 1635 года Владислав IV грамотой от 14 марта предоставил униатам на вечные времена митрополию и архиепископство Полоцкое, епископства Владимирское, Пинское, Холмское, Смоленское с монастырями, церквами и имуществом, Виленский Троицкий монастырь с братством и Пятницкую церковь, большое число других монастырей. В Витебске, Полоцке и Новогрудке православные не должны были иметь храмов.

Эта грамота стала толчком к новому обострению борьбы между униатами и православными, которая достигла особой остроты в Могилёвской епархии., при еп. Сильвестре (Косове; 1634–1647), противостоявшем Полоцкому униатскому архиеп. Антонию Селяве, на стороне которого была государственная власть. В 1637 году владыка Сильвестр созвал съезд духовенства для решения вопросов епархиальной жизни, в 1646 основал в Могилёве женский монастырь при церкви святителя Николая. Власти запретили епископу Сильвестру посещать Полоцк и Витебск, где православные выступали против униатского архиерея. Открытое глумление над Православием не прекращалось на всей территории Беларуси, вызывая возмущение как у православных, так и у перешедших в унию — бесчинства униатского священоначалия в Бресте вызвали массовый переход мещан-униатов под власть православного епископа.  Широкой известностью и авторитетом среди православного населения Беларуси пользовался брестский игумен Афанасий (Филиппович), принявший мученическую смерть за свою приверженность Православию и обличение униатства (1648).

Во время освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого (1648–1653) казачьи отряды доходили до Бреста и Кобрина, вовлекая в восстание крестьян и жителей городов. Благодаря действиям восставших на территории Полесья была полностью ликвидирована уния, главой православных здесь на какое-то время стал архимандрит Лещинского монастыря Иосиф (Тукальский). Для успокоения восставших король Ян Казимир (1648–1668) в соответствии со Зборовским договором 1649 года обещал православному населению следующие права: митрополиту— место в сенате, городам с православными школами — освобождение от присутствия иезуитов, уничтожение унии. Грамотой короля (1650), подтверждавшей статьи «Об успокоении греческой религии», православным были возвращены Луцкое, Холмское, Мстиславское епископства. Мстиславская кафедра должна была превратиться в Витебско-Мстиславскую, на ее содержание передавалась половина имений Полоцкого униатского архиепископа. Православным было позволено иметь церкви в Витебске, Полоцке и Новогрудке, в Пинске и Мозыре на месте сгоревших церквей разрешено было построить новые. Политические и военные неудачи Хмельницкого привели к заключению Белоцерковского договора (1651), перечеркнувшего достижения Зборовского соглашения.

Война Речи Посполитой с Россией (1654–1667) и вступление российских войск на территорию Беларуси привели к восстановлению православного Полоцкого епископства, которое подчинилось Московскому Патриарху, епископом стал бывший настоятель Маркова монастыря  в Витебске Каллист.