- Новости
- Синод
- Белорусский Экзархат
- Митрополит Филарет, первый Патриарший Экзарх всея Беларуси
- История Белорусской Церкви
- Жизнь и труды митрополита Иосифа (Семашко)
- Бобруйская епархия
- Борисовская епархия
- Брестская епархия
- Витебская епархия
- Гомельская епархия
- Гродненская епархия
- Лидская епархия
- Минская епархия
- Могилёвская епархия
- Молодечненская епархия
- Новогрудская епархия
- Пинская епархия
- Полоцкая епархия
- Слуцкая епархия
- Туровская епархия
- Организации
- Документы
- Публикации
- Контакты
- Митрополит Филарет, первый Патриарший Экзарх всея Беларуси
- Путь служения
- Мысли сердца
- В послушании преданный
- Фотогалерея
- Для всех быть всем
- История Белорусской Церкви
- Распространение христианства и учреждение первых епархий
- Православная Церковь и великие князья Литовские
- Разделение митрополий и последующие события 15 - первой половины 16 века. Попытки навязать унию
- Заключение унии. Церковь вне закона
- Восстановление православной иерархии
- Положение Церкви в конце 17 века и после Замойского собора 1720 года. Исповедническая деятельность святителя Георгия (Конисского)
- Воссоединение униатского духовенства на Полоцком церковном соборе и другие события 19 – начала 20 вв.
- Положение Церкви в 20-х – начале 40-х годов 20 века
- Под немецкой оккупацией в 1941–1944 годах
- Послевоенное восстановление и новые гонения
- Белорусская Православная Церковь в конце 20 – начале 21 столетий
- Жизнь и труды митрополита Иосифа (Семашко)
- Бобруйская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Борисовская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Брестская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Витебская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Гомельская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Гродненская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Лидская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Минская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- Журнал «Ведомости Минской митрополии»
- История
- Могилевская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Молодечненская епархия
- Епархиальное управлениe
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Новогрудская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Пинская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Полоцкая епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Слуцкая епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Туровская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
Восстановление православной иерархии
Изменения в конфессиональной ситуации в Речи Посполитой произошли в 30-х гг. XVII века после смерти короля Сигизмунда III и были связаны с убеждением нового короля Владислава IV (1632–1648) в необходимости изменения отношения к Православной Церкви в связи с начавшейся Смоленской войной, когда государству была необходима уверенность в лояльности своих православных подданных, прежде всего Запорожского Войска.
В итоге трудной внутриполитической борьбы были приняты «Статьи для успокоения греческой религии» (1632), на основании которых православные получили право иметь митрополию со своей иерархией, подчиненной Константинополю, право избирать митрополита и епископов, свободно совершать богослужения, ремонтировать старые и строить новые храмы, открывать семинарии, школы и типографии, право поддерживать старые братства и учреждать новые. Православным был возвращен ряд монастырей и храмов.
В пределах Полоцкой епархии для православных была учреждена Мстиславская (Могилёвская) кафедра, местом пребывания Мстиславского епископа был назначен Спасский монастырь в Могилёве. Взамен имений, оставленных за Полоцким униатским епископом, Могилёвский епикоп получал жалованье в 2000 злотых ежегодно. При митр. св. Петре (Могиле; 1633–1646) его наместником на белорусских землях был С. Шитик, старший Виленского братства, позднее с титулом архимандрита перемещенный в Слуцк.
Таким образом, после почти 25-летнего перерыва в Б. была восстановлена православная иерархия, в 1635 году митрополит Петр (Могила) объехал православные приходы на территории Беларуси. Часть монастырей и приходских церквей, занятых униатами, были возвращены православным, было возобновлено строительство новых православных храмов и монастырей (преимущественно на частных землях), особенно в Могилёвской епархии. Однако, уступая латино-униатской партии, представлявшей грозную силу в сейме, король зачастую принимал решения, противоречившие ранее принятым: уже на сейме 1635 года Владислав IV грамотой от 14 марта предоставил униатам на вечные времена митрополию и архиепископство Полоцкое, епископства Владимирское, Пинское, Холмское, Смоленское с монастырями, церквами и имуществом, Виленский Троицкий монастырь с братством и Пятницкую церковь, большое число других монастырей. В Витебске, Полоцке и Новогрудке православные не должны были иметь храмов.
Эта грамота стала толчком к новому обострению борьбы между униатами и православными, которая достигла особой остроты в Могилёвской епархии., при еп. Сильвестре (Косове; 1634–1647), противостоявшем Полоцкому униатскому архиеп. Антонию Селяве, на стороне которого была государственная власть. В 1637 году владыка Сильвестр созвал съезд духовенства для решения вопросов епархиальной жизни, в 1646 основал в Могилёве женский монастырь при церкви святителя Николая. Власти запретили епископу Сильвестру посещать Полоцк и Витебск, где православные выступали против униатского архиерея. Открытое глумление над Православием не прекращалось на всей территории Беларуси, вызывая возмущение как у православных, так и у перешедших в унию — бесчинства униатского священоначалия в Бресте вызвали массовый переход мещан-униатов под власть православного епископа. Широкой известностью и авторитетом среди православного населения Беларуси пользовался брестский игумен Афанасий (Филиппович), принявший мученическую смерть за свою приверженность Православию и обличение униатства (1648).
Во время освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого (1648–1653) казачьи отряды доходили до Бреста и Кобрина, вовлекая в восстание крестьян и жителей городов. Благодаря действиям восставших на территории Полесья была полностью ликвидирована уния, главой православных здесь на какое-то время стал архимандрит Лещинского монастыря Иосиф (Тукальский). Для успокоения восставших король Ян Казимир (1648–1668) в соответствии со Зборовским договором 1649 года обещал православному населению следующие права: митрополиту— место в сенате, городам с православными школами — освобождение от присутствия иезуитов, уничтожение унии. Грамотой короля (1650), подтверждавшей статьи «Об успокоении греческой религии», православным были возвращены Луцкое, Холмское, Мстиславское епископства. Мстиславская кафедра должна была превратиться в Витебско-Мстиславскую, на ее содержание передавалась половина имений Полоцкого униатского архиепископа. Православным было позволено иметь церкви в Витебске, Полоцке и Новогрудке, в Пинске и Мозыре на месте сгоревших церквей разрешено было построить новые. Политические и военные неудачи Хмельницкого привели к заключению Белоцерковского договора (1651), перечеркнувшего достижения Зборовского соглашения.
Война Речи Посполитой с Россией (1654–1667) и вступление российских войск на территорию Беларуси привели к восстановлению православного Полоцкого епископства, которое подчинилось Московскому Патриарху, епископом стал бывший настоятель Маркова монастыря в Витебске Каллист.
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram
- Viber
- РњРѕР№ Р В Р’В Р РЋРЎв„ўР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВВВВРЎР‚
- Skype
- LiveJournal
Официальный портал Белорусской православной Церкви
© Белорусская Православная Церковь 2020
При перепечатке материалов ссылка на church.by обязательна.
Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей,
напишите нам, воспользовавшись почтовой формой.
Старая версия сайта 2007-2012 год.