Белорусский Экзархат

Разделение митрополий и последующие события 15 - первой половины 16 века. Попытки навязать унию

С поставлением Киевским митрополитом Григория Болгарина произошло разделение Русской Церкви на 2 митрополии: Московскую (кафедра в Москве) и Западнорусскую (Литовскую) с кафедрой, находившейся первоначально в Новогородке (кафедральный храм св. Бориса и Глеба). В состав новой митрополии вошли все правосл. епископии ВКЛ, в том числе Полоцкая, Смоленская (до 1514 года) и Туровская. Часть белорусских земель: Новогрудок, Слуцк, Гродно, Минск были включены в состав митрополичьей епархии. Признанный королем Казимиром IV, Григорий Болгарин был признан и епископами литовских епархий (за исключением Черниговского епископа), одними добровольно, другими в силу принуждения. После того как на Соборе в Москве в 1459 г. восточнорусские епископы предали проклятию Флорентийскую унию и ее проводника Григория Болгарина, православное население ВКЛ и бо˜льшая часть архиереев отказались признать Григория своим митрополитом. Для успокоения паствы Григорий перешел в Православие и грамотой Константинопольского Патриарха Дионисия от 14 февр. 1467 г. был признан единственным законным Киевским митрополитом (всем восточнославянским епархиям предлагалось подчиниться его власти). Этим назначением Константинополь, отрицательно отнесшийся к провозглашению автокефалии московской митрополии, надеялся объединить Русскую Церковь под управленим Григория. Ответом московского правительства был запрет на въезд в Россию митрополита Григория.

В 1475 году  Казимир IV утвердил Киевским митрополитом Смоленского епископа Мисаила (Пеструча), есть основания предполагать, что утверждение состоялась не без вмешательства Рима. Будучи назначен на митрополичью кафедру, Мисаил при участии двух архимандритов: Киево-печерского Иоанна и виленского Троицкого Макария, а также ряда знатных мирян, близких к Казамиру, 14 марта 1476 г. направил папе Сиксту IV пространную «эпистолию». Составители послания жаловались на притеснения со стороны местных католиков, просили прислать представителей папы для установления мира на условиях, выработанных на Флорентийском Соборе, и выражал надежду, что под властью папы они сохранят свое свое веручение и обряды. Никакого ответа из Рима на это послание не последовало. Правосл. противники унии добились поставления 15 сентября 1475 года в Константинополе Киевским митрополитом тверского монаха Спиридона (Сатаны), к-рый был арестован и сослан в Литву. Православные в ВКЛ продолжали считать его законным митрополитом. В изгнании он написал и распространял среди паствы «Изложение о православной истинной нашей вере» и «Слово на праздник Сошествия Св. Духа». С этого времени в Киевской митрополии утверждается выборность митрополита Собором духовенства и мирян, с последующей хиротонией Патриаршим экзархом. Первым митрополитом, избранным после кончины Мисаила (1480), стал бывший Полоцкий епископ Симеон (1481–88).

52-летнее правление Казимира IV (1440-92) было в целом благоприятным для Западнорусской Церкви. Король пожаловал грамоту православному митрополиту и всем православным епископам о неприкосновенности их святительских прав и суда, а также церковного имущества. Городельский привилей 1413 г., запрещавший допускать на высшие должности православных, хотя и не был отменен, практически не исполнялся. При Казимире развернулось широкое храмовое и мон-рское строительство, часто фундатором являлся сам король. При Казимире были возведены следующие монастыри и церкви: в 1443 г.— Слуцкий Троицкий мон-рь, Зельжинская церковь, в 1447 г.— Георгиевские церкви в Могилёве и Орше, Спасская церковь в Могилёве, в 1454 г.— Черейский мон-рь (совр. Сеннинский р-н Могилёвской обл.), в 1463 г.— Троицкая соборная церковь в Мстиславле.  В 1465 г. князьями Кобринскими были построены построены: Петропавловская церковь в Кобрине, Ильинская в Городце (совр. Кобринский р-н Гродненской обл.), Христорождественская ц. в Добучине (совр. г. Пружаны, Брестская обл.).  В  1480 г. в Жировицах (совр. Слонимский р-н Гродненской обл.) на месте явления чудотворной иконы Богородицы (1470) А. Солтан основал монастырь. Около 1483 г. были построены Воскресенская церковь и Ильинский монастырь в Слуцке; в 1485 г. в Бресте возведены церкви: Козьмодемьянская, Сергия и Вакха; в 1492 году построены церкви: Никольская в Переходовичах (совр. Минская обл.), Жизненская (совр. Ошмянский р-н), Святого Креста (Гродно) и в селе Николаеве (совр. Дисненский р-н), Михайловская в Гайне (совр. Борисовский р-н); шло сооружение мужского Вознесенского монастыря в Минске.

В то же время правление Казимира IV ознаменовалось дальнейшим наступлением на Православной Церковь со стороны Римской курии. В 1468 г. приехавшие из Кракова бернардинцы основали в Вильно монастырь и развернули на территории ВКЛ миссионерскую деятельность. Недовольство православного населения было одной из причин заговора против Казимира как Великого князя Литовского, в пользу православного князя Михаила Олельковича (1480). С жалобами на притеснения со стороны католиков православная знать ВКЛ обращалась к Константинопольскому Патриарху.

Положение православных изменилось резко к худшему при преемнике Казимира Александре Казимировиче (1492–1506), хотя, получая великокняжеский престол, Александр подтвердил все права своих подданных без различия веры. Воспитанный в приверженности к католицизму, он много сделал для его укрепления. В 1498 году в Полоцке, где ранее не было католических приходов, был основан бернардинский монастырь, в 1501 году в Вильно были призваны доминиканцы. Папа Александр VI освободил Великого князя Александра от необходимости выполнять обязательства, данные им своему тестю -- Великому князю Московскому Иоанну III «никогда не принуждать к римской вере» жену Елену. Великий князь Литовский отказался построить для нее в Вильно православный храм. В 1501 году католический Виленский епископ получил от папы право «светского меча», то есть право преследовать и даже казнить противников католичества. Именно в это время была установлено взимание с православных жителей ВКЛ десятины на содержание католических приходов. Результатом государственной политики стал быстрый рост числа католических приходов, к 1500 году их число в Беларуси достигло 90, к 1550 году составляло 152. [Туронак Ю. Фарміраванне сеткі рыма-каталіцкіх парафій на Беларусі ў 1387-1781 гг. // Наша Вера. 1995. №1. С. 22-23].

При Александре была предпринята новая попытка введения церковной унии. После убийства крымскими татарами священномученика митрополита Макария на Киевскую митрополию был назначен Смоленский епископ Иосиф (Болгаринович; 1497–1501), приверженец унии. Он обратился к папе Александру VI c письмом от своего собственного имени, в котором признал Флорентийскую унию, католический Символ веры и передавал себя и Церковь под покровительство папы. Иосиф просил, чтобы православным, признавшим власть папы, разрешили строить храмы, сохранить свои обряды, чтобы католики не требовали их повторного крещения. Папа заявил, что не может признать Иосифа, поставленного Констанинопольским Патриархом, настоящим митрополитом и потребовал, чтобы тот явился в Рим для повторного возведения в сан.

Гонения на Православие во время правления Александра вызвали серьезные политические осложнения в ВКЛ, в частности, отъезд русских  православных князей на службу к Великому князю Московскому, что привело к войне между двумя государствами (1500–1503). Военные неудачи и внутриполитические противоречия заставили Александра оградить права Западнорусской Церкви рядом грамот, важнейшею из которых была грамота 1499 года, подтверждавшая «Свиток Ярослава» и гарантировавшая неприкосновенность святительского суда, ограждавшая имущественные права православного духовенства Западнорусской митрополии [АЗР. Т. 1. № 174]. Православные получили возможность свободно исповедовать свою веру, ставить храмы и монастыри. В 1496 году основан Пустынский Богородичный монастырь в Мстиславле, в 1495 г.— Спасский монастырь в Кобрине, в 1499 году Вознесенский монастырь в Минске, около 1500 года Рождество-Богородичная церковь в Минском замке и Троицкий монастырь в Дрогичине, в 1507 году соборная Дмитриевская церковь в Пинске и храмы в честь Рождества Богородицы в Вильно и Бельске.

Миролюбивая по отношению к Православию политика проводилась при королях Сигизмунде I Старом (1506–1548) и Сигизмунде II Августе (1548–1572). В 1563 году вся шляхта «веры христианской» была уравнена в правах, отмена Городельского привилея еще раз была подтверждена в 1568 году Основные положения о веротерпимости в отношении православных зафиксированы в «Акте Варшавской конфедерации» 1573 году и в 1588 году были перенесены в «Статут Великого княжества Литовского».

Вторая половина XV — 1-я половина XVI вв. отмечены в Западной Руси оживлением литературной деятельности и подъемом книгописания. Хотя оригинальных литературных памятников было в это время написано здесь немного (к их числу с известной долей условности можно отнести сочинения Киевского митрополита Саввы—Спиридона «Исповедание веры» и Слово на сошествие Св. Духа, житие супрасльского монаха Антония, казненного за веру турками в Салониках), однако этот период отмечен созданием здесь новых редакций ряда больших сборников уставного и келейного чтения. В начале XVI века выходцем из Торопца Матфеем Десятым, работавшим в Вильне и Супрасльском мон-ре, был составлен свод библейских книг, доступных в то время на территории ВКЛ («Библия Матфея Десятого», или Супрасльский библейский сборник 1502–1507 гг). Приблизительно с 3-й четверти XV века заметно оживляется книгописание на белорусских землях, как и на Украине, книгописцами здесь были по преимуществу представители белого духовенства и светские лица. (Фонд кириллических рукописных книг, созданных на территории Б. в это время и позднее, в наст. время находится преимущественно за пределами страны _—в хранилищах Москвы, С.-Петербурга, Вильнюса, Варшавы и других городов.) На рубеже XV–XVI вв. возникают значительные монастырские книжные собрания — Жировицкого и Супрасльского монастырей. Собрание Супрасльского монастыря являлось крупнейшим на православных землях ВКЛ и Короны Польской на протяжении всего позднего средневековья (по описи 1557 года, в монастырской библиотеке значилось свыше 220 томов).

Значительным событием в культуре Беларуси и всей Восточной Европы XVI в. стало использование книгопечатания. Первую типографию в Восточной Европе (в Вильно) основал Франциск Лукич Скорина из Полоцка в нач. 20-х гг. XVI в. Ранее (1517–1519) он издал в Праге книги Ветхого Завета на языке, близком к народному и служившего в качестве официального в ВКЛ.

Перебравшиеся из Москвы в западнорусские земли Иван Федоров и Петр Мстиславец при поддержке гетмана Г. Ходкевича издали в его типографии в Заблудове, близ Белостока, «Евангелие Учительное» (1569), там же Федоров напечатал «Псалтирь с Часословцем» (1570). Петр Мстиславец с братьями Мамоничами возродил кириллическое книгоиздание в Вильно, где издал в основанной им типографиии «Псалтирь» (1576), «Евангелие напрестольное» (1575), «Часослов» (1574–1576). На территории Беларуси получили широкое распространение книги, издававшиеся на Украине (в частности, Острожская Библия).

В XVI веке развернулась большая духовно-просветительская и храмоздательская работа таких известных поборников Православия, как Иосиф и Иван Солтаны, А. и Г. Ходкевичи, князья Острожские, Олельковичи и др., в своих имениях создаваших типографии, строивших храмы и монастыри. При Сигизмунде I  на территории ВКЛ существовало свыше 80 правосл. мон-рей и храмов, при Сигизмунде II — более 95. В Вильне Сигизмунд I разрешил гетману ВКЛ К. И. Острожскому перестроить Пречистенский собор, в котором в 1513 г. была погребена королева Елена Ивановна, а также Троицкую и. Николаевскую церкви (1514). При Сигизмунде I были основаны православные монастыри: в 1510 году Сурдегский, ок. 1513 г. Браславский женский монастырь, основанный королевой Еленой Ивановной, ок. 1520 и позднее — полоцкий Пятницкий, Пинский Варваринский женский монастырь и др. В 1517 г. между игуменами Троицкого Слуцкого и киевского Николо-Пустынского монастырей был заключен договор о взаимном поминании братии.

В XVI веке построены церкви: Михайловская в Сынковичах, Рождества Богородицы в Мурованке (совр. Гродненская обл.) и Благовещеннский собор Супрасльского мон-ря. В архитектурном оформлении православных храмов в XVI веке соединились традиции современной греческой архитектуры с чертами романского и готического стилей. Главная особенностью каменных белорусских храмов этого времени является обретении ими черт оборонных сооружений.

В 1509 году в Вильно состоялся Собор Западнорусской митрополии под председательством митрополита Иосифа II Солтана (1507–1522). На соборе присутствовали 7 архиереев, 7 архимандритов, 6 игуменов, 7 протопопов, священники. В постановлениях Собора говорилось о подборе кандидатов на поставление в священный сан, об укреплении дисциплины среди духовенства, ограждении Церкви от злоупотреблений светских патронов. Решения Виленского Собора были подтверждены королевской грамотой на Брестском сейме 1511 года. В 1514 г. митрополит Иосиф созвал новый Собор в Вильно, на котором было определено праздновать память преподобного Елисея Лавришевского 23 октября. Ревнителями Православия были также и митрополиты, управлявшие Западнорусской митрополией после Иосифа II: Иосиф III (1522–1534), Макарий II (1534–1555) и Иона III (1568–1576).

Однако уже в это относительно благоприятное для православной Церкви время в политике последних Ягеллонов складывалась практика, которая постепенно привела западнорусскую православную иерархию к кризису. Это было вызвано особенностью положения Православной Церкви на территории новообразованной митрополии в целом.

Православная Церковь ВКЛ была подчинена власти короля польского и Великого князя Литовского, католика по вероисповеданию, который имел так называемое право «опеки» над православными церковными учреждениями, назначал епископов и настоятелей монастырей. Право «опеки» над православными кафедрами и монастырями короли зачастую передавали магнатам, в том числе католикам, и даже католическому духовенству, не заинтересованному в улучшении положения православной церкви. С другой стороны, православные епископы, опираясь на могущество своих светских патронов, часто выходили из повиновения митрополиту, не являлись на соборы, а священники без разрешения архиерея переходили в другие епархии и там получали назначение на приходы от патронов храмов. Все эти нарушения вносили расстройство во внутреннюю жизнь Церкви и делали ее безсильной в противостоянии наступлению католичества, пользовавшегося неизменной поддержкой государственной власти. Католическое духовенство наделялось такими правами и привилегиями, которых православное духовенство не имело. Для обращения православных в католичество власть поощряла основание на «русских» землях католических монастырей, главной задачей которых был прозелитизм, православное население было поставлено в неполноправное положение по отношению к католическому. Православная знать в ВКЛ до 1563 г. не имела права занимать высшие государственные должности, дискриминация городского населения выражалась в том, что 2/3 цеховых доходов шли на нужды членов-католиков, несмотря на то что большинство населения городов составляли православные, православные крестьяне должны были платить десятину на содержание католических священников. В это время приобрела особое значение этнообразующая и культурообразующая роль Православия для восточных славян в условиях многонационального и многоконфессионального государства, каким являлось ВКЛ, а затем Речь Посполитая. Православие способствовало сохранению и распространению на территории Беларуси этнонимов «Русь», «русин», «русский», «русские люди» — в подавляющем большинстве источников этого времени Православную Церковь в ВКЛ называли «русской», а православное население «русским».

В середине XVI века в Беларуси получило развитие реформационное движение, к которому примкнули магнаты, шляхта и часть зажиточных горожан. Наибольшее число последователей имел кальвинизм, распространение которого было связано с именем могущественного виленского воеводы князя Николая Радзивилла Черного, открывавшего кальвинистские общины («зборы») не только в своих владениях, но и в крупнейших городах ВКЛ. Увлечение кальвинизмом приняло столь широкие размеры, что в Новогрудском воеводстве из 600 шляхетских православных и католических родов только 16 не приняли кальвинизм (остались православными). При содействии местной шляхты только в Новогрудской епархии кальвинистский пастор Симон Будный разорил 650 правосл. церквей, взамен которых были поставлены кальвинистские храмы.  Для распространения кальвинизма князь Радзивилл создал типографии в Несвиже и Бресте, в 1563 г. на его средства была напечатана кальвинистская Библия на польском языке. В Несвижской типографии в 1562 г. Будный издал на белорусском разговорном языке кальвинистский катехизис и книгу «Об оправдании грешного человека перед Богом». Почти во всех крупных городах Беларуси действовали кальвинистские школы, в которых обучались дети шляхты. Вместе с кальвинизмом в Беларуси появилось социнианство. Покровителем антитринитариев был принадлежавший к могущественному белорусскому роду Ян Кишка. При его покровительстве были созданы типографии в Лозках (Ошмянский повет), в Любче и Заславле. Наибольшего успеха антитринитариии добились в Новогрудском и Брестском воеводствах. В 1563 году протестанты, наряду с православными, были уравнены в правах с католиками.

На белорус. землях вели свою проповедническую деятельность в духе протестантизма бежавшие из Москвы после осуждения их Собором 1554 года Феодосий Косой и поп Фома; общины их последователей существовали в Полоцке и Витебске. Однако они не добились большого успеха во многом благодаря деятельности старца Артемия. Обосновавшись в Троицком мон-ре князей Слуцких, он устно и через послания к православным князьям обличал ереси. По свидетельству современников, «преподобный инок... в Литве от ереси арианской и лютеранской многих отвернул, а чрез него Бог исправил же ся весь народ русский в Литве от ереси тыи не перевернул» (Копыстенский Захарий. Палинодия. Ч. 2. Раздел 12. Артикул 4). Артемий хлопотал перед князьями Четвертинскими, Зарецкими и другими об устройстве православных школ. Против распространения разного толка протестантских учений выступали иноки Супрасльского монастыря, ставшего одним из самых значительных духовных центров не только ВКЛ, но и всей Восточной Европы.

В широком распространении реформационных учений и восстановлении прав православных светские и католические власти только что созданной (1569) Речи Посполитой (РП) видели угрозу католичеству. Именно этим объясняется приглашение в Польшу (1564), а затем в Вильно (1569) иезуитов. Благодаря покровительству короля Стефана Батория (1574–1586) они утвердились в крупнейших городах Литвы и Западной Руси: Вильне, Орше, Несвиже, Витебске, Ковно, Гродно, Смоленске, Слониме, Двинске, Минске, Дрогичине, Мерече, Слуцке, Пинске и др. До конца XVI века иезуиты основали 8 коллегий. Против Православия («схизмы») иезуиты действовали главным образом с помощью устной и печатной полемики, проповеди и школы, куда охотно отдавали своих детей магнаты и шляхта. В 1579 году при активной поддержке папского легата Антонио Поссевино в Вильно была открыта иезуитская академия, а при ней так называемая папская семинария, превратившиеся в мощный центр формирования католической идеологии. В сочинениях католических полемистов говорилось о том, что вывести Православную Церковь из кризиса может только уния с Римом. Немаловажной составной частью политики иезуитов в ВКЛ была деятельность учрежденных по их инициативе братств.

В 1582 г. на всех землях Речи Посполитой был введен григорианский календарь, в связи с чем были запрещены празднования по юлианскому календарю, а также торговля в дни католич. праздников. Эта мера вызывала повсеместные волнения, особо упорное сопротивление введению нового календаря оказали жители Полоцка. Главной победой иезуитов стало утверждение на польском королевском престоле их воспитанника Сигизмунда III (1587–1632), готового на любые меры для насаждения церковной унии.

Реакцией на активное наступление на Православие стало появление в конце XVI века многочисленных православных сочинений, содержавших защиту своего вероучения и обличавших католичество. В Супрасльском монастыре были созданы «Послание до латин из их же книг» (1581), «На богомерзкую, на поганую латину, которыи папежи, хто что в них вымыслили в их поганой вере, сказание о том», «Ключ царства небесного» Герасима Смотрицкого (1587), направленные против сочинений П. Скарги и Б. Гербеста. На вечное изгнание королевской грамотой был осужден Стефан Зизаний, напечатавший в 1596 г. в Вильне «Казанье св. Кирилла, Патриархи Иерусалимского, о антихристе и знаках его, с росширением науки против ересей розных».

Однако это были инициативы, исходившие от отдельных кружков образованных людей, они не находили поддержки у иерархов.

Борьба против Православия, возведенная в ранг государственной политики, дискриминация православных, постоянное вмешательство польских королей во внутреннюю жизнь Православной Церкви привели к глубокому кризису западнорусской православной иерархии — православные кафедры часто оказывались в руках светских людей, покупавших их у короля и подолгу не принимавших епископского сана, или были заняты людьми недостойными, видевшими в своем высоком сане лишь источник обогащения. Примером архипастырей, мало заботившихся о нуждах Церкви, могут служить Киевские митрополиты: Сильвестр (Белькевич; 1556–1567), Илия (Куча; 1576–1579), Онисифор (Девочка; 1579–1589). Положение усугублялось и тем, что по мере распространения католицизма и Реформации многие магнаты и шляхта начали оставлять Православие (во 2-й половине XVI века приняли католичество многие представители знатных православных родов — из князей Острожских, Слуцких и др.), сменив веру, они присваивали себе имущество находившихся под их опекой церковны уч­реждений, вселдствие чего во 2-й половине XVI века перестали существовать многие право­славные обители, а другие — пришли в упадок.

Православная Церковь пыталась выйти из кризиса путем укрепления внутрицерковного порядка, усиления своих позиций в обществе, реформирования монашеской жизни. Однако непоследовательность в осуществлении реформ приводили к столкновению епископата и мирян, объединенных в православные братства. Первоначальной целью этих православных обществ была забота о материальном благосостоянии церквей и православном просвещении. Зачастую братства не имели исключительно церковный характер —братство, основанное в Вильне в середине XV1 века было кушнирским (скорняжным), в концу века к нему присоединились 4 других братства: панское (городское), купецкое, кожемяцкое и росское (Росса – предместье Вильны), в 1574 г. все они объединились в виленское Троицкое (позднее Свято-Духовское) братство, носившее уже чисто церковный характер. В конце XVI _— начале XVII века братства появились почти во всех городах Беларуси: Спасское (позднее Преображенское) в Могилёве (1589), Никольское (позднее Колядное) в Бресте (1591), Преображенское в Слуцке (1606), Петропавловское в Минске (1612/14), Богоявленское в Пинске (1633) и другие. Братства добились права участия в выборе духовных лиц, надзора за ними, защиты интересов православной Церкви и борьбы с неправославными учениями посредством выпуска богословских сочинений и устройства школ. Крупнейшие братства в Вильне, Могилёве и Слуцке получили ставропигиальный статус. Однако усиление влияния братств и их вмешательство в церковные дела ущемляло епископскую власть и вызывало стремление избавиться от непрошеной опеки. Требование со стороны братств присылки Экзарха Патриарха Константинопольского для суда над недостойными иерархами представляло прямую угрозу для многих архиереев. Все это заставляло западнорусских владык искать покровительства у папы и видеть спасение Православной Церкви в унии с Римом. Идея церковной унии находила поддержку и со стороны государственной власти, заинтересованной в религиозном единстве многоконфессиональной страны и разрыве связей между Киевской митрополией и другими частями православного мира. Приняв решение о подчинении папе, западнорусские епископы выставили условие сохранения православной догматики и обрядов. Однако папская курия настояла на принятии католического вероучения, православным оставлены только обряды, но и то с оговоркой, если таковые не противоречат католическому учению.