Навигатор: Главная /

История Белорусской Православной Церкви

21.11.2012

Начало христианской жизни на землях Беларуси

 

Распространение христианства в западнорусских землях Древней Руси началось задолго до ее Крещения в 998 году. Истоки этого явления - в апостольском благовестии святого Андрея Первозванного.

В земли Белой Руси - в Полоцкое княжество вера Христова шла через прямые контакты с Византией и Скандинавскими странами. Но решающим фактором ее утверждения стало крещение князя Владимира и киевлян в 988 году. Затем христианство приняла высшая знать Полоцка - приближенные князя Изяслава (сына святого равноапостольного Владимира), поставленного на княжение в Полоцке в 992 году.

Именно эта дата стала началом бытия Полоцкой епархии и Православной Церкви в Беларуси. С принятием христианства начался основополагающий этап Белорусского государственного строительства.

Духовная жизнь в Белой Руси XII века зиждилась на таких столпах веры и великих подвижниках Православия, как преподобная игумения Евфросиния, основательница Спасского монастыря в Полоцке (+ 1173 г. в Иерусалиме), святители Полоцкой епархии Мина (+ ок. 1116 г.), Дионисий (+ ок. 1182 г.), Симеон (+ ок. 1280 г.), Туровский святитель Кирилл (+ ок. 1182 г.) - образованнейший человек своего времени, избранный за мудрость и благочестие на епископскую кафедру и удостоившийся еще при жизни именования "Златослова".

В половине XII века Русь постигло величайшее бедствие: нашествием монголо-татарского полчища Батыя началось трехвековое "Татарское иго".

Киевская митрополичья кафедра до XIV века была единой для православных Восточной и Западной Руси. Под влиянием политических обстоятельств единая на Руси Церковь в XV столетии разделилась на две митрополии, каждая из которых считала себя воспреемницей древней Киевской кафедры.

В 1316 или 1317 году Константинопольский Патриархат учредил самостоятельную Литовскую митрополию. Однако уже в 1328 году Московский митрополит всея Руси Феогност просил Константинопольского Патриарха не назначать в Литовскую митрополию особого правящего архиерея, ибо Московский Владыка вместе с Великим князем Иваном Калитой стремился объединить Русь под одним святительским омофором и единой княжеской властью.

В этот период в 1347 году трое придворных Великого князя Литовского Ольгерда - Антоний, Евстафий и Иоанн - приняли мученическую кончину по его приказу за исповедание православной веры. Во многом это событие свидетельствует о сложных взаимоотношениях между православным народом и правителями Великого княжества Литовского. Для правящей элиты вера и принадлежность к Православию долго оставалась лишь аргументом и политическим обстоятельством в борьбе за власть и сферы влияния.

В 1364 году митрополит Московский Алексий установил во всей Русской Церкви празднование памяти святых Виленских мучеников, чьи мощи Господь благословил нетлением.

После кончины митрополита Московского и всея Руси Феогноста в 1353 году, Великий князь Ольгерд уже через год добился открытия Литовской митрополии. Константинопольский Патриарх сделал этот шаг для предотвращения возможных смут и междоусобной войны между Литовскими и Московскими Великими князьями.      

 

Православно-католическое противостояние                       

                       

В 1382 году сын Ольгерда Ягайло принял престол Польских королей, женившись на польской королевне. Папа Римский благословил этот брак при условии, что Ягайло примет римо-католичество и приведет свой народ под власть Ватикана. Ягайло не замедлил принять это условие и, по договору с поляками, объявил римо-католическую религию государственной, а Православную Церковь лишил покровительства государства.

Отсюда начался крестный путь народа Белой Руси, который на протяжении многих веков и по сей день пребывает на духовном, церковном и политическом рубеже между Святой Православной Русью и польским авангардом Ватикана в его постоянном стремлении на восток.

Однако милость Божия не оставляла православных жителей Белорусских земель, и накануне суровых испытаний, постигших Православнцю Церковь в XVI - XVII веках, две чудовторные иконы Пресвятой Богородицы были явлены на земле Белой Руси. В 1470 году в ветвях дикой груши дети обрели каменную иконы Божией Матери, получившей название Жировицкой, а 40 лет спустя в 1500 году жители Минска свидетельствовали чудо обретения образа Приснодевы Марии на водах реки Свислочь. С тех пор и по сей день эти и многие иные чудотворные образы Пресвятой Богородицы, являвшиеся на Белорусских землях в разные исторические времена и при различных обстоятельствах, благословляют и укрепляют православных жителей Беларуси в несении их жизненного креста.

Со времени рокового введения династической унии в 1386 году положение православных постоянно ухудшалось из-за целенаправленной деятельности светской и духовной властей в угоду папскому престолу. Высшие государственные должности занимали только римо-католики. По праву патроната, польские короли раздавали православные митрополичью и епископские кафедры своим ставленникам. Как правило, это были люди светские и даже далекие от христианства. Тем не менее, они часто преследовали цель унии любой ценой.

Злоупотребления при замещении вакантных православных кафедр привели к упадку церковной жизни и постепенному разрушению Православной Церкви, разграблению ее имущества и духовному обнищанию пастырей и паствы. Именно этого и добивались польские короли, вдохновляемые польско-латинским духовенством.

В 1591 году на тайной сходке четверо епископов решили исподволь готовить присоединение православных епархий к Римо-Католической Церкви. Не поставив в известность ни духовенство, ни паству, они обратились к королю за содействием в путешествии в Рим для утверждения унии. 23 декабря 1595 года в большой зале папского замка происходило торжественное заседание Священной коллегии, во время которого эти двое униатов присягнули от своего имени и от лица остальных западнорусских архиереев на вечное присоединение Православной Церкви в Великом княжестве Литовском и Польше к Церкви Римской.

6 октября 1596 года в Бресте униаты и православные собрались в Бресте, но в разных местах: униаты - в кафедральном соборе, а православные - в частном доме. Ведь по специальному указу королевских властей все церкви в Бресте были закрыты! С этого времени начался тяжкий крестный путь Православной Церкви в Белой Руси и прочих землях Великого княжества Литовского, который нес с собой унижение и порабощение православных со стороны польско-католической власти.

Уния утвердилась на Белой Руси на 243 года. Единственной православной епархией в период с 1633 по 1793 год была Могилевская (Белорусская) епархия с кафедральным центром в Могилеве-на-Днепре.

Свирепство униатов в этот период с трудом поддается описанию. По жестокости и фанатизму его можно назвать духовным геноцидом православных: им не разрешали молиться даже в шалашах. В некоторых городах участие жителей в крестных ходах каралось смертью. Церкви грабили, сжигали или перестраивали. Погребать своих умерших православным официально разрешалось лишь "без всякой церемонии церкви вашей тайно в ночи", - как писал римо-католический Виленский епископ в ответ на жалобу жителей. Полное поражение православных во всех гражданских правах дополнялось уголовным насилием, которое поощрялось властями.

Мужество православных и их стойкость в вере принудили власти не ждать, а насильно переводить целые приходы в унию под угрозой физического уничтожения. В это страшное время подвигами веры и защиты Православия в своих землях прославилась святая праведная София, княгиня Слуцкая (+ 1617 г.), преподобномученик Афанасий, игумен Брестский (+ 1648 г.).

Во время гонений особое значение в защите Православия имели уцелевшие монастыри и народные братства. Они занимались благотворительностью и материальным поддержанием православных приходов, открывали школы, типографии, училища. Этот период прославлен самоотверженным трудом тысяч православных жителей Белой Руси, ставших теми камнями веры, на которых сохранилось и возродилось Православие в этих землях.

В 1632 году Москва выступила войною против Польши. Одновременно заявляла о себе сила украинского казачества, а православные церковные деятели всех корпораций - духовенства, шляхты, братств, цехов - выступило с решительными требованиями изменения политики государства в отношении к ним.

Новоизбранный король Владислав IV был вынужден признать за православными гражданами королевства право иметь свой епископат. Он представил на утверждение сейма "статьи успокоения религии греческой" и присягнул охранять свободу православной веры.

Волна жестокости и репрессий со стороны государства несколько ослабла, но католическая шляхта и духовенство продолжали свирепствовать над православными. Специально созданная королем комиссия ограничила произвол католиков, - но тогда орудием ненависти стали наиболее яростные униаты.         

           

Торжество православия            

                       

В 1775 году на Могилевскую кафедру был посвящен архимандрит Георгий Конисский (+1795 г.), ректор Киево-Могилянской Академии. Он открыл в Могилеве Духовную семинарию и устроил в Архиерейском доме типографию. Святитель собрал огромный архив по истории приходов, храмов и монастырей епархии, составлял реестры случаев насилия над православными, отстаивал дела в судах и неустанно трудился над возвышением духовного уровня пастырей и паствы.

Самоотверженный труд и подвиг этого богослова и дипломата, историка и юриста, архипастыря и ученого в защите и возрождении Православия в Белой Руси побудили в 1992 году Синод Белорусского Экзархата Московского Патриархата причислить архиепископа Могилевского и Белорусского Георгия (Конисского) к лику местночтимых святых.

Одной из типичнейших особенностей была ненависть к унии тех, кто был вовлечен в нее насилием. Склонив головы перед силой, они не склонились духом.

После разделов Речи Посполитой (1772 - 1795 гг.), поводом для которых в определенной степени было не перестающее насилие католиков над православными, а также постоянные мольбы православных к русским царям о спасении, начался процесс возвращения униатов в Православную Церковь.

В феврале 1839 года в Полоцке униатскими епископами было составлено соборное постановление о воссоединении униатов с Православной Церковью. Торжество Православия в Беларуси состоялось 25 марта 1839 года.

 

Огненные испытания в ХХ веке                       

                       

Православная церковная жизнь Беларуси начала быстро укрепляться, восстанавливаясь и развиваясь. К началу Первой Мировой войны 1914 года здесь существовало уже пять епархий. В общем во всей Беларуси до 1914 года насчитывалось 3552 церкви, 470 часовен, 21 мужской и 14 женских монастырей. Действовали Минская, Витебская и Могилевская Духовные Семинарии.

В результате изменения государственных границ, которое последовало по окончании Первой Мировой войны, вся западная часть Беларуси была включена в состав Польского государства. Более полутора тысяч церковных приходов оказались в юрисдикции автокефальной Православной Церкви Польши.

После известных исторических потрясений и катастроф, советская власть установилась к 1918 году в Могилевской, Смоленской, Витебской и на значительной части Минской губерний. В период до 1941 года борьба с религией вообще и с Православной Церковью в частности не переставала ни на миг. В тюрьмах и лагерях окончили свой земной путь почти все православные священники и епископы советской Беларуси. К началу Второй Мировой войны в восточных пределах Беларуси осталось только две церкви, где периодически совершались богослужения. Казалось, что церковная и религиозная жизнь в восточной части Беларуси замерла...

В западной части Беларуси после подписания в 1925 году польским правительством и папой Римским конкордата, объявившего католичество господствующим вероисповеданием в Польше, началось уничтожение всего православного. Из полутора тысяч храмов Православной Церкви в Польше треть их была отнята у верующих. В течение одного лишь 1938 года уничтожено 140, а перед началом Второй Мировой войны - еще 150 храмов и молитвенных домов.

После советской оккупации Западной Беларуси 1 сентября 1939 года последовали новые трагические изменения в церковном устройстве православных.

Оккупировавшие Беларусь в 1941 году немецко-фашистские войска застали картину почти полного уничтожения Православной Церкви. Священнослужителей и монахов не было, церкви были разрушены или закрыты, в столице Минске из девяти уцелевших действовала лишь одна Свято-Александро-Невская церковь на старинном Военном кладбище. Однако верующих было огромное множество! Желая приобрести симпатии населения, оккупационные власти не препятствовали возрождению церковной жизни.

После разгрома германского фашизма Церковь на Белорусских землях продолжала развиваться, несмотря на трудности, чинимые советской властью. Однако в период 60 - 70-х годов во время широкомасштабной антирелигиозной кампании немногие уцелевшие и возрожденные храмы стали закрывать и уничтожать. Количество приходов сократилось до 360. Была закрыта Минская Духовная Семинария и монастыри в Полоцке и Гродно.

 

Значительные перемены в жизни Православной Церкви в Беларуси начались с 1989 года после празднования 1000-летия Крещения Руси. За два года были восстановлены исторические и учреждены новые епархии.

В 1990 году все десять епархий на территории Беларуси вошли в состав учрежденного Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви. Экзархат получил административную самостоятельность и управляется Синодом во главе с Митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси. Им является Высокопреосвященнейший Филарет, принявший Минскую кафедру в 1978 году.

Второе официальное наименование Белорусского Экзархата - Белорусская Православная Церковь.

Одним из наиболее важных шагов церковного строительства в Беларуси накануне учреждения Экзархата стало возобновление в 1989 году деятельности Минской Духовной Семинарии. Духовную школу, расположенную в стенах древнего Жировицкого монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы, освятил прибывший на это торжество Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Игнатий IV.

Благодаря огромному опыту учебной деятельности и обширным межцерковным контактам митрополита Филарета, с первого года деятельности Духовной Семинарии здесь преподают и читают курсы лекций не только ведущие белорусские богословы, но и весьма авторитетные в христианском мире архиереи и профессора, ученые и исследователи из Московской и Санкт-Петербургской Духовных Академий, представители ученого мира других Церквей.

Развитие системы духовного образования привело к созданию Богословского факультета в Европейском гуманитарном университете в Минске. После пятилетнего обучения выпускники факультета получают дипломы государственного образца по специальности "Теолог. Преподаватель теологии" и трудятся преимущественно в светских учебных заведениях.

Осознавая необходимость развития высшего богословского образования, Синод учредил в 1993 году Минскую Духовную Академию. Временно Академия также расположена в Жировицком монастыре, поскольку постигшие страну экономические трудности не позволяют завершить реконструкцию академического здания а столице Республики.

Кроме того, в Белорусском Экзархате активно готовит кадры церковнослужителей Минское и Витебское Духовные училища при Епархиальных управлениях и столичная Школа катехизаторов.

Выпускникам Семинарии - бакалаврам богословия предоставляется возможность продолжать обучение в Греции на богословских факультетах Афинского и Фессалоникийского университетов.

Спустя год после образования Белорусского Экзархата его посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Это был первый визит Предстоятеля Русской Православной Церкви на Белорусскую землю за ее тысячелетнюю историю.

Апостольское путешествие проходило с 15 по 19 июня 1991 года преимущественно по епархиям, опаленным ядерными последствиями Чернобыльской катастрофы.

С того времени поездки Святейшего Патриарха Алексия в Белорусский Экзархат стали традиционными. Второй визит состоялся в период с 22 по 26 июля 1995 года, был посвящен 50-летию всеобщей победы братских народов в Великой Отечественной войне с фашизмом и проходил по западным епархиям Белорусской Православной Церкви.

Накануне вступления в третье тысячелетие от Рождества Христова Белорусский Экзархат вновь принимал Высокого гостя: с 24 по 27 сентября 1998 года Предстоятель Матери-Церкви совершил апостольское путешествие по центральным и восточным Белорусским епархиям.

Главным событием этого визита стали торжества в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в старинном Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре. Здесь за богослужением Святейший Патриарх совершил чин Крестовоздвижения, освящаю всю Белорусскую землю и Церковь Крестом Преподобной Евфросинии Полоцкой, воссозданным по образу и подобию древнего, изготовленного в 1161 году по заказу княжны-игумении. Это событие стало центральным не только в дни Патриаршего визита, но и во всей десятилетней истории Белорусского Экзархата.

Воссозданный Крест содержит в себе те же святыни, которыми был исполнен древний первообраз, сооруженный в свою очередь по примеру древневизантийских воздвизальных Крестов и украшенный редкими по мастерству исполнения византийскими перегородчатыми эмалями.

Сей воссозданный Крест по праву стал живым символом Православной Белой Руси, которая возвращается к своим историческим византийским и святорусским духовным истокам.

В начале последнего десятилетия уходящего XX века Беларусь праздновала 1000-летие Полоцкой епархии и Православной Церкви на своих землях. Сонм архиереев и священнослужителей, представляющих восемь Православных Поместных Церквей, совершили 27 сентября 1992 года Божественную литургию в Полоцком соборе во имя Святой Софии и так свидетельствовали единство Православного мира перед лицом грядущего III тысячелетия от Рождества Христова.

Воистину услышал Господь соборную молитву православного мира, ибо к завершающему году второго тысячелетия от Рождества Христова в десяти епархиях Белорусского Экзархата насчитывалось уже 1085 приходов, около тысячи священников и диаконов, 14 монастырей, 45 православных братств и сестричеств милосердия. Каждая епархия имела свои периодические издания, которых всего насчитывалось 27.

Во всех местах заключения, где отбывают наказание преступники, к тому времени несли свое служение православные священники, объединенные в священническое братство. В каждой тюрьме или колонии созданы помещение, где заключенные имеют возможность молиться и получать утешение в церковных Таинствах.

Налаживается система духовного окормления военнослужащих. Во многих воинских частях по согласованию армейского и церковного руководства устроены помещения для совершения богослужений.

Только в течение последних двух лет уходящего XX века православные жители Беларуси приступили к возрождению 40 храмов, чудом сохранившихся и требующих восстановления, и а также к сооружению более сотни новых храмов. Символами церковного строительства можно по праву считать Брестский собор в честь Воскресения Христова, сооружавшийся при содействии государства в память о Великой Победе в войне 1941 - 1945 годов, Минский храмовый комплекс в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радосте", посвященный памяти всех погибших и страждущих от Чернобыльского бедствия, а также столичный Дом милосердия с храмом во имя Иова Многострадального.

Исторические скорби и страдания Православной Церкви в Белой Руси, ее воскресение и возрождение зримо утверждаются многочисленными чудесами обретения мощей и мироточения святых икон.

В храме во имя праведного Иова Многострадального при упомянутом Доме милосердия обильно источает миро "Державная" икона Божией Матери. Она была написана в год основания Белорусского Экзархата и освящена на святынях Святой Земли.

Стараниями прихожан и клира сей образ Преблагословенной Покровительницы Святой Руси присутствует на важнейших духовно-исторических событиях в России и в Беларуси, связанных с утверждением святого Православия в сердцах и умах людей, с восстановлением исторической справедливости в восточнославянских государствах и с исполнением многочисленных пророчеств о духовной миссии Святой Руси в конце времен.

Так, под сенью Животворящего Креста, Белорусская Православная Церковь Московского Патриархата входит в третье тысячелетия от Рождества Христова, привнося в него любовь православных жителей Белой Руси и открывая объятия для всех, ищущих душевного мира и духовного смысла в жизни.          

           

           

Хронология событий

связанных с образованием Белорусской Православной Церкви          

 

Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 6 июля 1989 года принял постановление восстановить Полоцкую, Могилевскую и Пинскую епархии с последующим утверждением на предстоящем Архиерейском Соборе.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, посвященный празднованию 400-летия учреждения Московского Патриаршества и проходивший 9 - 11 октября 1989 года в Свято-Даниловом монастыре, принял определение об образовании Белорусского Экзархата Московского Патриархата, утвердив решение Священного Синода об образовании Могилевской, Пинской и Полоцкой епархий.

16 октября 1989 года на очередном заседании члены Синода Русской Православной Церкви, во исполнение определений Архиерейского Собора, постановили: Экзарху Белоруссии впредь иметь титул "Митрополит Минский и Гродненский, Патриарший Экзарх Белоруссии"; Преосвященного Филарета, митрополита Минского и Белорусского, назначить Экзархом Белоруссии.

Синод также поручил Преосвященному Кириллу, архиепископу Смоленскому и Калининградскому, председателю ОВЦС МП, сделать доклад об экзархатах Московского Патриархата на предстоящем 30 - 31 января 1990 года Архиерейском Соборе РПЦ и представить проект <Положения об экзархатах Московского Патриархата>.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви на своих заседаниях 30-31 января 1990 года заслушал доклад Преосвященного архиепископа Кирилла и определил принять "Положение об экзархатах", внести его в действующий Устав об управлении РПЦ в виде VII раздела, сделав соответствующие поправки в разделах I, V и XII, с последующим утверждением на Поместном Соборе.

Решения сего Архиерейского Собора были утверждены Поместным Собором Русской Православной Церкви, проходившем в Свято-Троице-Сергиевой Лавре 7 - 8 июня 1990 года.