Священники 119-го Коломенского полка в Освободительной войне 1877-78 годов и их вклад в хранение памяти о ее героях и участниках

27 февраля 2018

top.jpgВ этом году вместе с нашими единоверными болгарскими братьями мы отмечаем достопамятную дату — 140-летие окончания Русско-турецкой войны и обретения Болгарией государственной независимости после пятисотлетнего османского пленения.

По слову Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «в эти памятные дни наша Православная Церковь снова возносит к небесам молитвы за упокой душ всех известных и неизвестных воинов, отдавших свою жизнь  в ходе  Освободительной войны, ― бесценные жертвы русских и других православных народов, принесенных на алтарь болгарской свободы».

По мнению многих современников, Русско-турецкая война 1877-78 годов заслужила право называться самой благородной и справедливой из всех войн XIX столетия. По ее итогам стали независимыми, кроме Болгарии, сразу несколько балканских государств.

В нынешнем же году Александро-Невский храм-памятник на Военном кладбище Минска празднует свое 120-летие. И такое совпадение вышеназванных дат отнюдь не случайно, ибо этот храм был построен и освящен в феврале 1898 года, в канун двадцатой годовщины победоносного окончания Русско-турецкой войны, в память о погибших воинах, героически сражавшихся в 1877-1878 годах в боях за освобождение Болгарии от османского владычества.

По освящении храма в него были внесены на вечное хранение полковые хоругви, которые до сего времени находятся здесь в качестве бесценных реликвий. На западных колоннах внутри церкви были размещены две доски из черного мрамора с выгравированными на них именами 118 воинов 30-й артиллерийской бригады и 119-го Коломенского пехотного полка, погибших в боях под Плевной. Пребывает в храме и еще одна реликвия — киот-часовня, или, как по сложившейся традиции называют ее наши прихожане, «походная церковь», сооруженная в 1897 году по случаю 100-летия учреждения Коломенского полка.

История Коломенского полка берет свое начало с 1797 года. В 1863 году он был расквартирован в Минске. Пребывая здесь, полк стал комплектоваться в значительной степени за счет призывников — уроженцев белорусской земли. Вместе со 120-м Серпуховским пехотным полком и 30-й артиллерийской бригадой 119-й Коломенский полк входил в состав 30-й пехотной дивизии, которая находилась в составе 4-го армейского  корпуса, со штабом в Вильно, а затем в Минске.

В апреле 1877 года 119-й Коломенский полк, так же как и другие подразделения этого корпуса, был направлен в Турцию для участия в начавшейся войне. Вместе с полком следовал полковой священник — протоиерей Иоанн Носович. Одновременно он являлся благочинным 30-й пехотной дивизии.

В первом же своем бою, состоявшемся 18 июля 1877 года под Плевной, полк понес очень большие потери. Погибло 15 офицеров и свыше 120 нижних чинов. Их отпевание и погребение совершил отец Иоанн Носович. Отцом Иоанном было начато составление синодика убиенных воинов для постоянного их поминовения за богослужением. Протоиерей Иоанн и далее являл себя в глазах коломенцев как мудрый и заботливый пастырь, как утешитель и помощник раненым и страждущим от болезней, как боевой друг, разделявший тяготы и опасности военных будней.

Уже после взятия Плевны воины Коломенского полка, действуя в боевых порядках 3-й пехотной дивизии, совершили в условиях труднопроходимой местности несколько бросков в направлении городов Ловча, Тырново и Казанлык. Далее, вплоть до заключения 19 февраля 1878 года мирного договора в Сан-Стефано, полк сражался в составе передовых частей Русской императорской армии в их наступательном порыве за овладение Константинополем — именно так, в соответствии с византийской традицией, в русском обиходе именовали тогда Стамбул.

За мужество и храбрость, проявленные на войне, бойцам полка были  высочайше пожалованы знаки на головные уборы с надписью: «за отличие в турецкую войну в 1877 и 1878 годах». Полковой священник протоиерей Иоанн Носович был награжден золотым наперсным крестом с украшениями, а также орденом святого Владимира III степени. В сентябре 1878 года он был назначен главным священником полевой армии и прикомандирован к ставке главнокомандующего. Ему было пожаловано имение Гировцы в Могилевской губернии в несколько сот десятин. Здесь он и завершил свой земной путь. До нашего времени на сельском кладбище в Гировцах (ныне это Чаусский район Могилевской области) чудом сохранилась надгробная плита из черного камня с начертанной на ней надписью: «Главный священник полевой армии протоиерей Иоанн Максимович Носович. 14.09.1814 — 25.09.1889».

Уже после окончания активных боевых действий, в октябре 1878 года, полковым священником 119-го Коломенского полка вместо отца Иоанна Носовича был назначен иерей Павел Богданович, который прибыл в расположение полка, находившегося тогда близ Адрианополя (город Эдирне в Турции).

На место своей постоянной дислокации, в город Минск, Коломенский полк возвратился в июне 1879 года.

К началу 90-х годов XIX века полк не имел своего особого полкового храма. Богослужения совершались в церкви святой равноапостольной великой княгини Ольги, устроенной на втором этаже Минского военного госпиталя. Это здание сохранилось и находится на современной улице Фрунзе. Здесь же отпевали тех, кто умирал в госпитале от ран либо болезней, и затем хоронили на близлежащем госпитальном кладбище по улице Долгобродской. За этим кладбищем после его возникновения в 1850 году постепенно утвердилось название «Военное».

В  самом начале 1890-х годов пределы кладбища были несколько расширены, и оно было передано в ведение Минского гарнизона. Одним из первых после этого события захоронений стала могила героя Русско-турецкой войны, начальника 30-й пехотной дивизии, генерал-лейтенанта Генерального штаба Эдуарда Викентьевича Жиржинского (1834 — 1892). Он командовал полком, который в январе 1878 года штурмовал Шипку, за что был удостоен ордена святого Георгия IV степени и получил в награду золотую саблю с надписью «За храбрость». По вероисповеданию он был римо-католиком и отпевание его было совершено в архикафедральном католическом храме на Соборной площади в Минске, но похоронить себя он завещал на Военном кладбище.

В 1895 году здесь нашел упокоение командир 30-й артиллерийской  бригады генерал-майор Василий Петрович Булаев, в 1898 году — ветеран  Освободительной войны подполковник Александр Тихонович Дехтярев.

На новом участке кладбища был установлен большой поклонный крест, была предложена идея построить здесь часовню. Она нашла широкую поддержку в воинской среде и особенно среди ветеранов Русско-турецкой войны. Был объявлен сбор добровольных пожертвований, которых за короткое время было собрано так много, что было принято решение вместо часовни возвести церковь, которая бы имела статус полкового храма и воплощала идею памяти о погибших и умерших однополчанах.    

В сердцах коломенцев была жива память о войне. Чувство долга объединило их в стремлении увековечить память о своих собратьях-однополчанах, которые отдали свои жизни во исполнение Евангельской  заповеди: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Ин. 15: 13). Исполнив ее в бою, они вошли в историю полка,  Отечества  и в жизнь вечную, как сограждане святым и свои Богу (Еф. 2: 19).  

Строительство полкового храма началось в 1896 году и благодаря обильным пожертвованиям и личному участию военнослужащих в его постройке было вчерне завершено уже к сентябрю 1897 года, т.е. в преддверии 20-й годовщины окончания Русско-турецкой войны.

Душой и сердцем работ по возведению храма стали полковой священник Павел Богданович и ветеран войны, участник боев на Шипке, полный кавалер Знака отличия святого Георгия (для низших чинов), человек глубокой живой веры, Кириак Павлович Бурдин. Именно ему было поручено положить первый камень в основание храма при его закладке.

На праздник Сретения Господня 2 (15) февраля 1898 года новопостроенный храм был освящен епископом Минским и Туровским Симеоном в честь святого благоверного великого князя Александра Невского.

Первым настоятелем Александро-Невского храма был определен полковой священник 119-го Коломенского полка Павел Богданович, удостоенный в 1900 году сана протоиерея.

При входе в центральный неф Александро-Невского храма на колоннах были размещены мраморные плиты, где золотом начертаны имена 118 воинов Коломенского полка и 30-й артиллерийской бригады, погибших под городом Плевна. По существу это было следование давней традиции размещать имена погибших либо особо отличившихся воинов и полководцев на стенах православных храмов, дабы сохранялась о них живая молитвенная память.plita.jpg

В нашем случае основой для этих списков-помянников послужил синодик, который составил непосредственный участник этих боев  полковой священник Иоанн Носович, лично напутствовавший в 1877 году поименованных воинов «в путь всея земли». Этот синодик воспринял и использовал для молитвенного поминовения его преемник отец Павел Богданович. Для воплощения помянников в камне он предоставил списки создателям и благоукрасителям храма.

Уже в скором времени пространство за алтарной стеной Александро-Невского храма стало пополняться новыми могилами, в которых находили  упокоение ветераны Русско-турецкой войны. В 1899 году здесь был похоронен командир 119-го Коломенского пехотного полка генерал-майор Александр Васильевич Бестужев; в том же году — поручик  119-го пехотного Коломенского полка Владимир Викторович Киселев; в 1900 году — капитан 119-го пехотного Коломенского полка Мардарий Ромуальдович Годыцкий-Цвирко; в 1904 году — генерал-майор Иоанн Аполлонович Бырдин; в 1905 году — поручик 119-го Коломенского полка Степан Васильевич Сакович;  в 1906 году — бывший начальник 50-й пехотной резервной бригады, происходивший из дворян Могилевской губернии, генерал-майор Стефан Иосифович Курч; в этом же году — полковник Василий Иванович Дынников и подполковник Василий Константинович Жежеро; в 1909 году — полковник Андрей Михайлович Осмоловский; в 1913 году — полковник Василий Александрович Новицкий, происходивший из семьи священника Минской епархии; дивизионный врач 30-й пехотной дивизии, статский советник Алексей Васильевич Васильев (род. 1839).

По прошествии более чем ста лет со времени кончины этих воинов, участников Русско-турецкой войны, список их имен, запечатленных на могильных плитах, воспринимается как естественное продолжение того синодика, который в 1877 году начал составлять незабвенной памяти протоиерей Иоанн Носович. Поэтому в Александро-Невской церкви существует правило в положенные дни молитвенно поминать здесь погребенных воинов поименно, равно как и погибших под Плевной.

Отрадно, что уже долгие годы живет традиция, когда 3 марта, в День освобождения Болгарии — государственный праздник этой балканской страны, к могилам приходят представители Посольства Болгарии в Беларуси, чтобы воздать должное памяти воинов, возложить живые цветы и совместно с духовенством Александро-Невской церкви молитвенно почтить их память.

Протоиерей Николай Коржич, настоятель прихода храма благоверного князя Александра Невского в городе Минске

Геннадий Шейкин, секретарь Попечительского совета прихода храма благоверного князя Александра Невского в городе Минске

Church.by