Протоиерей Сергий Лепин: Собирать средства для реставрации памятников куда более продуктивно, чем подписи против «антиреставрации»

16 мая 2018

top.jpgВ интернете идет сбор подписей против «антиреставрации» церквей. Авторы петиции считают, что Белорусская Православная Церковь целенаправленно лишает старинные белорусские храмы их аутентичного облика. Ситуацию прокомментировал для Радио Свобода председатель Синодального информационного отдела БПЦ протоиерей Сергий Лепин.   

Все настоятели храмов, являющихся памятниками архитектуры, знают, что реставрации нужно проводить с разрешения Минкульта. Белорусская Православная Церковь имеет особое попечение о сохранении материального наследия, как мне кажется, она вообще является крупнейшим пользователем памятников в Беларуси. Я согласен  с тем, что бывают особые случаи, и наши собственные внутренние службы самоконтроля проводят разбирательства по неуместным фактам, но в целом эксплуатация и ремонт зданий, которые являются памятниками архитектуры, проходит в согласии с законодательством и финансовыми возможностями общин. Церковь многое делает для сохранения исторического наследия. Только единичные объекты получают от властей дополнительное целевое финансирование, во всех же остальных случаях мы отыскиваем собственные средства. И это уже не единичные здания! Именно то, что храмы находятся в распоряжении Церкви, защищает их от разрушения, а многие отстроены буквально из руин и даже из небытия.

Согласен, всё можно делать лучше, в том числе и то, что делает Церковь. Но прошу заметить, что реставрация храмов вряд ли может поддерживаться на более высоком уровне, чем реставрационное дело по стране в целом.

О каждом случае предполагаемого нарушения нужно говорить отдельно, точно зная историю согласований или, наоборот, самовольных изменений. Смею заверить, что мы тоже обеспокоены несанкционированными изменениями или содержанием памятников в ненадлежащем состоянии, но лучше бы инициаторы проекта сначала определились с конкретным списком памятников и выяснили, на что есть разрешение, а на что — нет. Если реставрация проведена согласно утвержденному проекту, то о каком нарушении может идти речь? Мы старательно прислушиваемся к замечаниям общественности, но оставляем за собой право соглашаться не всегда.

Мой личный опыт общения с людьми, выдвигающими подобные претензии, показывает, что они очень часто возводят частное к общему либо просто говорят о том, о чем имеют не знания, а фобии и предубеждения относительно БПЦ. А еще чаще спор идет просто о вкусах. Но подчеркну еще раз: существуют неприятные ошибки, и мы над ними работаем.

И, я уверен, собирать средства для реставрации памятников куда более продуктивно, чем подписи. Ничего не делать, а только рассказывать о том, как оно «должно быть» — есть в этом нечто лукавое. Строят одни, а подписи по Сети собирают другие… Мое предложение такое: пусть бы встревоженная общественность учредила банковский счет, собирала деньги, выявляла памятник, помогала его отреставрировать «как надо» — и в качестве благодарности получала бы отчет, адекватный ее представлениям о прозрачности. Сохраним наследие вместе, друзья!

Church.by