Протоиерей Сергий Лепин: Радость Пасхи — радость веры в личное воскресение со Христом

03 мая 2016

top.jpgО том, как правильно праздновать Пасху, газете «Мінская праўда» рассказал доктор теологии, председатель Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви протоиерей Сергий Лепин.  

— О Пасхе можно говорить много и долго — всю жизнь. Главное, чем мы хотим поделиться с людьми в этот день, — это радость о Воскресшем Христе. Суть Пасхи — суть христианства. Христианство пасхоцентрично: и православный календарь, и богослужение, веро- и нравоучение Церкви — все мировоззрение христианина выстраивается вокруг темы Пасхи.

Как говорил святой Григорий Богослов, Пасха есть «праздников праздник и торжество торжеств»: она настолько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, насколько яркость Солнца превосходит яркость всех звезд, вместе взятых. Даже календарно этот праздник «не вмещается» в один день и отмечается в течение недели: есть первый день Пасхи, второй, третий…

Чем этот праздник так значим?

Рай — это не только идеальные условия существования для первозданного человека как биологического вида, но и идеальные условия для его встречи с Богом. Грех Адама и Евы настолько изменил человеческую природу, что райские условия, в которые изначально был помещен человек, уже не соответствовали его искаженным потребностям: падший человек, как мы помним, прячется от Бога, поэтому Бог, не столько наказывая, сколько спасая, помещает человека в другие условия, наиболее соответствующие его испорченной природе. Изгнание из Рая – это начало «земной» истории человечества, в границах которой потомки Адама должны были научиться искать Бога, а не прятаться от Него. Людям была предложена возможность попытаться восхотеть всем сердцем то, от чего их прародители всем сердцем отказались: доверие Богу.

Смерть — самое страшное последствие греха. Она есть разлучение тела и души — если речь идет о смерти материальной, человека и Бога — если речь идет о смерти духовной. Грех сделал несовместимыми волю Бога и свободу человека, он как бы развел Бога и человека по обе стороны бесконечности, и сам человек никак не мог сделать эту бесконечность «меньше» — преодоление пропасти между Богом и человеком могло стать результатом только Божественного почина, но никак не усилий человеческого гения.

Слово «религия» происходит от латинского «религаре», что означает «восстановление связи» — между Богом и человеком, которая когда-то была прервана в результате грехопадения. Если смерть есть результат разлучения Бога и человека, то религия есть упование на преодоление смерти — биологической и духовной, возможность которого должна была, по обетованию Бога, открыться для изгнанного из Рая человечества в будущем, когда «исполнится полнота времен».

И однажды этот момент настал: в мир пришел Мессия. Христос! Но кто Он? Чем Он отличается от иных духовных учителей или «божеств», о которых говорили в других религиях?

Если предположить, что Он — просто человек, то мы не сможем увидеть в христианстве ничего принципиально иного: ведь было множество праведников и мудрецов и до Христа, и, кстати,  некоторых из них Христос даже цитирует.

Если предположить, что Он — «просто Бог», то и это допущение не позволит нам увидеть во Христе ничего такого, что сделало бы Его учение исключительным…

Христиане верят: Иисус Христос — Истинный Богочеловек, в Его Единой Личности непостижимым образом сочетается то, что раньше было разделено «бесконечностью»: истинная человеческая и истинная Божественная природа. Он не просто Тот, Кто говорил о религии, — Он само наше «религаре», в Которое мы веруем и через приобщение к Которому обретаем надежду на спасение: единство с Богом.

 «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее»

 Никто из оппонентов Христа не сомневался в том, что Он — человек. И сегодня  атеисты склонны признавать: был такой проповедник, Иисус из Назарета. Но Господь, неоднократно называя Себя Сыном Человеческим, называл Себя и Сыном Божиим — т.е. Богом. Как говорит апостол, «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу» (Флп. 2. 6), неоднократно называя себя Богом (Ин. 6. 41, Ин. 8. 58, Ин. 11. 25, Ин. 18. 6 и пр.). Но ведь каждый волен называть себя кем угодно, так ведь? «Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?» (Ин. 2. 18) — спрашивали Его. Христос ответил, что никакого другого знамения, кроме знамения Ионы пророка, они не получат — «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12. 40). «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его…» Он говорил о храме тела Своего (см. Ин. 2. 18-22). Христос сотворил много чудес, но ни одно из них не доказывало Его Божественности, ибо все они принципиально могут быть воспроизведены (и были, и бывают) другими, они повторимы и могут быть оспорены (Мф. 9. 34, Мк. 3. 22). Напротив, самовоскрешение — это то, что доказало бы, что Иисус находится по ту сторону интерреляций жизни и смерти, свойственных всему живому на Земле, то, что Он — Сущий, Бог. «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин. 10. 17-19). Христос говорит, что Он есть сама жизнь, и смерть не имеет над Ним никакой власти. Не верующие в Него  искали возможности убить за богохульство и показать, что на третий день ничего особенного не произойдет, — это было единственным, что уличило бы  Иисуса в обмане и разоблачило в глазах Его последователей…

И вот Христос умирает на кресте — Своей человеческой природой. Человеческие тело и душа у Христа разлучились — Он действительно умер. Во гробе Христос пребывал телом, а душой нисходит во ад, где находятся души всех умерших от века — ведь Рай был закрыт для всех: и для грешников, и для праведников. Но ад не может удержать Иисуса: сатана, польстившись на человечество Христа, по слову Златоуста, «попал на Бога» — как рыба попадает на крючок, польстившись на вкусную приманку. Иисус уходит из ада не один, а вместе с теми, кто в Него уверовал. Ад потерял свою принудительность, свою неизбежность. Адские засовы теперь сокрушены, а если и запираются, то только изнутри…

Тема Пасхи — не  «абстрактная доктрина»

Апостол Павел прямо говорит о важности исполнения обещанного воскресения: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… и вы еще во грехах ваших… И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15. 14-20), и апостолы были тому свидетели.  Христово Воскресение — доказательство истинности Его слов, а значит — и правильности нашего выбора Вечной Жизни, доступной нам в Иисусе.

Тема Пасхи — не  «абстрактная доктрина», доступная  лишь узкому кругу специалистов. Напротив, она касается каждого человека:  каждый из нас должен однажды умереть для греха, сораспяться со Христом, чтобы потом и восстать вместе с Ним (см.: Гал. 2. 19-20). Празднование Пасхи подразумевает вопрошание о том, чтó мне делать, чтобы умереть для греха и воскреснуть для жизни в Духе Святом. Радость Пасхи — радость веры в личное воскресение со Христом.

Внешние традиции — всего лишь «упаковка»

Православие — это единство формы и содержания, материального и духовного. Несмотря на бесконечно высокое духовное значение Пасхи, мы не отказываемся и от материальных форм прославления Воскресшего Христа — ведь апостол Павел заповедует нам прославлять Бога не только душой, но и телом (см.: 1 Кор. 6. 20). Храмы,  богослужение своей красотой апеллируют ко всем нашим чувствам: видимая красота, гармония звуков, цветов, запахов, вкусов, — вся наша природа должна быть сопричастна прославлению Бога. Даже есть и пить мы должны во славу Божию (1 Кор. 10. 31), и об этом нам напоминает традиция освящать продукты питания и благословлять Бога — Пдателя всех благ.

Очень хорошо, что мы освящаем на Пасху яйца, куличи и прочее. Но плохо, если наше празднование только этим и ограничивается. Внешние традиции — это всего лишь «упаковка» глубоких внутренних смыслов, без которых традиции не многого стоят.

Жаль, что некоторые об освящении колбасы заботятся больше, чем об освящении своей души. Печально видеть, когда люди приходят в храм на пасхальную службу и ждут на улице, когда она закончится. Словно служба — это дождь или иное какое-то неблагоприятное обстоятельство, которое надо переждать. Богослужение — главная составляющая праздника, очень обидно за людей, которые сами себя обделяют. Прийти в храм на Пасху и ждать, пока закончится служба, — всё равно что покупать телевизор только ради коробки, в которую он упакован…

Да, на пасхальных богослужениях многолюдно. Люди толкаются, раздражаются… В таком состоянии легко утратить даже ту радость, что есть, — не говорю уже о том, что можно что-то недополучить. На пасхальном богослужении в городах храмы всегда переполнены, а сельские храмы часто бывают полупустыми — это хорошая возможность попасть на богослужение тем, у кого есть свой транспорт и кто ищет для себя большего участия.

Праздник — не праздность

У многих праздник ассоциируется с праздностью: мы ничего не делаем, у нас, дескать, праздник. Белорусское слово  «свята» больше выражает сущность и соответствует духовному содержанию: день, который посвящают Богу. А   поскольку Пасха — праздник праздников, он должен быть посвящен Богу исключительным образом:  размышлениям, молитвам, чтению Писания, духовному пению. Праздник — не безделье! Праздник — это время активного доброделания,  мы должны быть максимально близкими не только к Богу, Церкви, но и друг к другу.  Даже пасхальная трапеза заключает в себе возможности добродетели:  хороший  повод собраться на прославление не только с родными, но и с теми, кто ощущает себя особенно одиноким. Вспомните о сиротах, бедных, больных, заключенных — например, в гипермаркетах волонтеры проводят акции по сбору подарков для сирот и инвалидов…

И давайте помнить, что каждое воскресенье в году имеет святость Пасхального дня, и даже более того: каждая Божественная литургия есть празднование и освящение Пасхи. Поэтому преподобный Феодор Студит и призывает нас: «Давайте радоваться — но той Пасхе, которая происходит каждый день. Что это за Пасха? Очищение грехов, сокрушение сердца, чистая совесть, умерщвление блуда, нечистоты, страстей, недобрых желаний и всякого иного зла. Кто удостоится достичь всего этого, тот празднует Пасху не один раз в году, но каждый день». Нельзя быть христианином только по праздникам, нельзя праздновать Пасху только раз в году. «Всегда радуйтесь» (Фес. 5. 16), — призывает нас апостол Павел к такой радости, которая целиком и полностью укоренена в вере в Воскресшего Господа.

Воскресенье — день Господень — одно из наименований Пасхи. И каждое воскресенье, по сути, — Пасха. И всякий день, когда совершается Литургия в храмах, а это почти каждый день, за исключением нескольких дней Великим постом, — это тоже Пасха. Не случайно ведь Серафим Саровский всякого, кто приходил к нему,  встречал словами: «Радость моя, Христос воскресе!». Эта радость о воскресшем Христе была настолько им переживаема, что он всегда хотел этим поделиться.  Это были не просто слова, не просто приветствие, он жил этим,  вся жизнь превратилась  для него в Пасху.

Church.by